Имеет ли учитель

Имеет ли учитель

Школьное правило «звонок для учителя» сочли незаконным. К такому выводу пришла прокуратура Новосибирской области после проверки местных учебных заведений. Правило, когда ученик не может покинуть класс, пока не разрешит учитель, было прописано в уставах нескольких школ, но теперь его отменили.

О причинах решения “Ъ FM” рассказал старший помощник прокурора Новосибирской области по взаимодействию со СМИ Дмитрий Лямкин: «Прокурор Маслянинского района оценил локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций. Это были 15 школ, расположенных на территории района. В 11 из них он вскрыл противоречия в законодательстве Российской Федерации об образовании, нарушения правил трудового распорядка. В частности, в девяти случаях в правилах внутреннего распорядка содержалось положение о том, что звонок об окончании урока делается для учителя. Только когда педагог объявит об окончании занятия, учащиеся вправе покинуть класс.

По мнению прокурора, это положение противоречит требования действующего законодательства об образовании, нарушает права детей на отдых между занятиями. Существуют государственные стандарты, санитарные правила и нормы, в соответствии с которыми продолжительность занятия не должна превышать 45 минут, за исключением первых классов, где сокращено время для учебного процесса. Прокурор опротестовал противоречие законов о положении этих локальных нормативно-правовых актов. Все протесты были рассмотрены, в срок удовлетворены, и в настоящее время противоречия в законодательных положениях исключены».

Прокурорам стоило бы вспомнить, что урок никогда не может идти по плану, поэтому правило «звонок для учителя» — это часто вынужденная мера, говорит учитель высшей категории, почетный работник общего образования Леонид Перлов: «Прокуратура на этот раз опять не разобралась в сути вопроса. Звонок обозначает начало и конец работы. Рассчитать урок с точностью до секунды, чтобы в момент звонка произнести фразу “урок окончен, до свидания”, практически нереально. Нужен очень большой опыт учителей, несуществующая в реальности идеальная ситуация на уроке. Ситуация на уроке меняется ежеминутно. Учитель не в состоянии просчитать ее абсолютно точно. Есть организационные моменты в начале и в конце занятия, которые могут занять пару минут.

Если зазвенел звонок, для учителя, как и для ученика, это означает, что урок окончен, и так или иначе ему нужно как-то его завершить. Но решение об окончании занятия в каждой конкретной ситуации должен принимать сам педагог».

Но родители возражают: правило «звонка для учителя» больше похоже на диктатуру. Его можно было бы применять в единичных случаях, но только если решение приняли совместно руководство школы и родители, считает руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Данилин: «Я считаю, что понятие “звонок для учителя” очень сильно устарело. У школьника могут быть естественные надобности, потребности, из-за которых-то и возникла, скорее всего, эта конфликтная ситуация. Плюс у него после этого последнего урока могут быть еще какие-то занятия, например, музыкой, спортом, чем угодно. Вопрос подняли из-за того, что у родителей возникло совершенно справедливое ощущение нарушения прав ребенка. Администрация школы редко с ними советуется, что-то согласовывает. Я думаю, что прокуратура вполне компетентна, чтобы в этом разобраться. Но в самом начале я бы обратился к уставу школы, к формированию распорядка дня, внутренней политики школы. Потому что в большинстве случаев родители отстранены от каких-то взаимодействий с администрацией».

Виртуальное образование идет на смену обычной школе?

В Новосибирской прокуратуре “Ъ FM” объяснили, что каких-либо жалоб или других сигналов от родителей о нарушении прав детей не поступало. А школьные уставы проверяли в рамках плановых мероприятий.

Глеб Силко

Учитель выдернула из-под школьника стул и получила кулаком в лицо (видео)

В Псковской области ученик ударил кулаком по лицу учителя математики, после того, как она выдернул из-под него стул.

Инцидент произошел в Лавровской гимназии. Ученик старших классов сидел на задней парте, раскачивался на стуле, щелкал зажигалкой, и мешал вести урок. В какой-то момент педагог с 27-летним стажем работы не выдержала и выдернула из-под школьника стул. Старшеклассник упал на пол. Затем он встал, подошел к учительнице и дважды ударил ее кулаком в лицо. Все это произошло на глазах у одноклассников и ученика младших классов, стоявшего в дверях.

Мать мальчика рассказала, что ее сын сожалеет о своем поступке и попросил у педагога прощения. Учительница простила его, но после драки уволилась из школы.

Женщина попросила не критиковать ее в социальных сетях, так как она в одиночку растит троих детей и ей приходится нелегко. Возможно, подростка переведут на домашнее обучение.

«Как там пишут, «что посеешь, то и пожнешь». В этой ситуации, но вот такой вот он есть, и ничего мне уже с этим не сделать, понимаете?», — объяснила мать Псковскому агентству информации.

Региональная полиция и комитет по образованию Псковской области начали проверку. Идет административное расследование, выясняются все обстоятельства инцидента, пишет издание argumenti.ru.

Одноклассники подростка рассказали, что его конфликт с учителем зрел уже давно. Мальчик рос в неблагополучной многодетной семье. Изначально молодой человек планировал бросить школу и перейти в колледж, но вернулся.

Все самое интересное — в нашем канале «Яндекс.Дзен»

Надо ли оставлять учеников после уроков в качестве наказания?

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Оставить после уроков — самое распространенное наказание в британских школах. Но помогает ли оно поддерживать дисциплину?

В Британии спорят по поводу того, имеет ли смысл оставлять учеников в школе после уроков в качестве наказания, или же эта мера приносит больше вреда, чем пользы.

В Британии существует правило, когда детей — в качестве наказания за какую-нибудь провинность — оставляют после уроков на час или два, чтобы нерадивое чадо посидело, подумало над своим поведением, а заоднот и сделало домашнее задание.

Как раз сейчас разгорелся спор о том, имеет ли вообще смысл эта практика, или же наказание должно выражаться в какой-то другой форме. Общественная группа, объединяющая родителей и некоторых учителей, выступает за ее полную отмену.

И пока одна сторона страстно отстаивает право учителей оставлять детей после уроков, другая — не менее страстно — требует прекратить «порочную практику», потому что толку от нее, мол, вообще никакого.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Я думаю, что мы все знаем, что получается, если «Кока-колу» как следует взболтать…

«Кока-кола» в контексте социальной справедливости

Честно говоря, я как-то вообще не задумывалась о том, хорошо это или плохо. Наша школа довольно строгая, к дисциплине, форме и поведению применяются весьма жесткие требования, и любое отклонение карается быстро и на месте.

Первой эту меру схлопотала младшая дочь. Всех подробностей я не знаю, но вроде бы она полила «Кока-колой» из бутылки одну из одноклассниц, предварительно эту бутылку хорошо встряхнув.

Всем нам хорошо известно, что в этом случае получается коричневый пузырящийся фонтан, увернуться от которого очень сложно, а одежду необходимо стирать.

«Ну и зачем ты это сделала?» — поинтересовалась я не без любопытства.

«А она обзывала Эмму! — сказал мой ребенок, нисколько не считавший себя виноватым. — Я ей сказала прекратить, а она не прекратила».

Решив, что в данном случае школа не могла поступить иначе, но и дитятко совершило антиобщественный поступок из благородных побуждений, я это дело так и оставила.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Если оставить после уроков целый класс, это может вместо наказания превратиться в дружескую вечеринку

Наказаниеили дружеская посиделка?

Во второй раз после уроков оставили уже весь класс. Вроде бы они болтали или чем-то кидались или еще как-то мешали вести урок, но учителя решили применить коллективную ответственность и задержали всех.

К сожалению, наказание имело совершенно противоположный задуманному результат: молодняк был в полном восторге, что может еще два часа после школы тусоваться с подружками в теплой дружественной обстановке, и воспитательной пользы от этой меры не было никакой.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Для кого-то остаться после уроков — настоящая трагедия, а кому-то как с гуся вода

Кому — праздник, кому — горе

Третий раз под административный школьный топор угодило уже старшее дитя, и это было гораздо хуже. На примере своего выводка я могу с абсолютной уверенностью сказать, что польза от наказания напрямую зависит от характера наказуемого.

Если младшая все подобные «несчастья» встречает пренебрежительным пожатием плеч, то старшая впадает в настоящую панику, начинает горько рыдать и панически боится сделать что-то против правил.

Ее оставили после уроков за то, что она вытащила на перемене мобильный телефон, чтобы позвонить подруге. Телефон был конфискован, и вдобавок ей велели остаться и «хорошо подумать над своим поведением».

К счастью, среди учителей нашлась одна добрая душа, которая позвонила мне и сказала, что произошло, иначе я бы сошла с ума, пытаясь дозвониться до ребенка по отобранному и отключенному телефону.

В этом, кстати, и заключается главная, с моей точки зрения, проблема. Школа не обязана сообщать вам о том, что вашего ребенка оставили после уроков. Ни сообщать, ни советоваться, ни обсуждать свои решения.

Правообладатель иллюстрации memoangeles Image caption А что делать, если детей много, а после уроков оставили только одного?

Кого наказываем?

Собираясь в понедельник на работу, я с большим интересом прослушала радиопередачу Би-би-си о том, надо или нет оставлять детей после уроков.

Сердце мое наполнилось сочувствием к матери четырех детей, которая живет в сельской местности. С практической точки зрения это означает, что отпрысков надо каждый день забирать из школы на машине. И вот приезжает она за ними. Трое выходят и, как положено, грузятся в транспорт, а четвертого нет.

Пять минут нет, 10… наконец, мама, не выдержав, идет узнавать, в чем дело. Выясняется, что сына оставили на час после уроков. Трое детей и мама сидят в машине (честно говоря, я так и не поняла, почему она не могла поехать домой, оставить там остальных чад, а потом вернуться за нарушителем. Может быть, остальные дети были слишком малы, и их нельзя было оставлять без присмотра?). Сидят, мерзнут, усталые и злые. Через час в школьных дверях появляется «виновник торжества», веселый и довольный, успевший за время заточения сделать домашнюю работу. А остальные трое, которые вообще ни в чем не виноваты, вместо того, чтобы отдыхать, приезжают домой на час позже и только тогда приступают к урокам. Ну и где же здесь справедливость?

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Можно ли наказывать детей из неблагополучных семей, которые просто не могут нормально делать уроки?

А если виновата все-таки семья?

Противники «задержаний» считают, что, прежде чем оставлять ребенка после уроков, неплохо бы выяснить, почему он провинился. Допустим, мальчик или девочка растет в неблагополучной семье. Каждый вечер скандалы, отец пьяный, мать неизвестно где, младшие братья и сестры хотят есть и все время плачут, телевизор орет, сигаретный дым по комнате плавает, ну и как в такой обстановке готовить уроки?

Невыполненное домашнее задание как раз и является самым частым поводом для того, чтобы оставить ученика после уроков.

Сторонники наказания говорят, что так-то оно так, но учителя в школе не для того, чтобы исправлять пороки семьи и общества, а для того, чтобы впихнуть в юные головы определенное количество знаний, которые теоретически помогут им в дальнейшей жизни. Поэтому разбираться, почему именно домашнее задание не сделано, у них нет ни сил, ни времени. Есть и еще один момент: если наказывать не всех, а только по обстоятельствам, это может привести к тому, что остальные ученики потеряют уважение к системе, и поддерживать дисциплину станет просто невозможно.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Но поддерживать дисциплину как-то ведь надо…

Хоть что-то…

Конечно, теоретически ученики должны использовать наказание для того, чтобы посидеть и подумать над своим поведением, осмыслить, почему оно мешает одноклассникам и учителям.

На практике же, у учителей нет ни времени, ни сил индивидуально подходить к каждому ученику, и одно-единственное наказание на все случаи жизни будет по-прежнему применяться во многих школах.

А уж для какого количества учеников это действительно будет уроком — этого никто не знает.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *