Оплата штрафа должностным лицом

Оплата штрафа должностным лицом

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по уплате административного штрафа возложена законом на самого нарушителя. Уплата такого штрафа руководителем организации за счет средств организации может повлечь за собой уголовную ответственность.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к названной статье раскрывается понятие «должностного лица». Из него следует, что руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Административное наказание, в том числе и административный штраф, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1, ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Административный штраф является выраженным в рублях денежным взысканием (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственность должностного лица (руководителя организации) не равнозначно привлечению к административной ответственности организации, которую он возглавляет. Административный штраф, наложенный на должностное лицо организации (юридического лица), не может рассматриваться в качестве штрафа, наложенного на юридическое лицо.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Иначе говоря, штраф должен быть оплачен директором за счет собственных средств. В противном случае наказание не достигнет своей цели.

В случае выдачи руководителю организации денежных средств под отчет для уплаты наложенного на него административного штрафа штраф будет оплачен не за счет собственных средств руководителя, а за счет средств организации.

По мнению судебных органов, сущность административного наказания, как и любого другого наказания, выражается в наступлении для виновного лица каких-либо негативных последствий, в данном случае материальных лишений, финансовых затрат. Поэтому административный штраф должен уплачиваться лицом, привлеченным к административной ответственности, за счет собственных средств (приговор Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 25.10.2012 по делу N 1-45/2012, постановление Шаховского районного суда (Московская область) от 21.0.2013*(1), приговор Узловского городского суда Тульской области от 16.11.2012, приговор Стерлитамакского районного суда от 11.04.2013 по делу N 1-20/2013*(1), кассационное определение СК по уголовным делам Алтайского краевого суда от 19.01.2012; Обобщение судебной практики по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий (статьи 285 и 286 УК РФ), рассмотренным судами Астраханской области в 2007 году — первом полугодии 2008 года (г. Астрахань, 15 августа 2008 г.)).

Об уплате штрафа за руководителя

Прошу предоставить консультацию по вопросу оплаты штрафа за административное правонарушение должностного лица (Генерального директора) согласно Постановлению государственной инспекции труда.

Можем ли мы оплатить данный штраф через р/с компании?

Примет ли ГИТ данный платеж? Когда будет аннулировано административное правонарушение?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32.2 КоАП РФ, сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно пункту 8 статьи 32.2 КоАП РФ банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В силу пункта 5 статьи 32.2. КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Из приведенных норм, по нашему мнению, следует, что административный штраф должен быть оплачен непосредственно должностным лицом, которому он выписан, самостоятельно, от своего имени.

В нашем распоряжении отсутствует нормативный документ, который бы допускал или не допускал осуществление оплаты административного штрафа за должностное лицо со счета Организации в случае нарушения трудового законодательства.

Отметим, что в отношении административного штрафа, подлежащего уплате в Роспотребнадзор, на сайте http://24.rospotrebnadzor.ru/directions/practice/96521 содержится информация о порядке заполнения платежного поручения в случае уплаты штрафа за третье лицо:

«Если юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель оплачивают административный штраф по постановлениям, вынесенным в отношении других лиц, то в поле назначение платежа, указывается информация о постановлении и лице, в отношении которого оно вынесено. Например: «административный штраф по постановлению № 77 от 22.04.2013 г. в отношении Иванова Ивана Ивановича».

Аналогичные разъяснения имеются на сайте ГИБДД (http://www.gibdd.ru/r/56/news/1015752/?type=special).

На сайте Государственной инспекции труда по Ленинградской области (http://git47.rostrud.ru/spravochnaya_informatsiya/30375.html) указано следующее:

«Административный штраф со ссылкой на реквизиты постановления должен быть уплачен от имени лица, которому назначено административное наказание. В ином случае административный штраф не считается оплаченным».

Соответственно, в случае, если административный штраф за нарушение трудового законодательства, наложенный на руководителя, будет оплачен Организацией с ее расчетного счета (в том числе и в случае указания в назначении платежа информации о том, что он уплачен за руководителя), мы не исключаем, что оплаченный таким образом административный штраф не будет засчитан в качестве уплаченного.

Также обращаем Ваше внимание, что с точки зрения налоговых органов в случае, когда административный штраф за работника оплачен Организацией, сумма штрафа будет квалифицироваться налоговыми органами как доход данного работника, полученный в натуральной форме на основании статьи 41 НК РФ, пункта 1 статьи 210 НК РФ, подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 20.01.16 г. №03-04-05/1660). Соответственно, в месяце, когда был уплачен штраф необходимо будет включить его сумму в налогооблагаемый доход генерального директора и удержать НДФЛ в размере 13%.

При этом в разъяснениях контролирующих органов не указано каким именно способом Организация оплатила штраф за работника (путем оплаты со своего расчетного счета или путем компенсации денежных средств работнику).

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона от 24.07.09 № 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 20.1 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ не исключены риски возникновения споров с контролирующими органами по вопросу исчисления страховых взносов с уплаченного за руководителя административного штрафа.

Соответственно, во избежание возникновения указанных рисков, рекомендуем Организации не осуществлять уплату административного штрафа за руководителя.

Относительно срока действия административного наказания, информируем, что в соответствии со статьей 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Административное правонарушение является повторным, если оно совершено в период, когда нарушитель считается подвергнутым административному наказанию за однородное административное правонарушение (пункт 2 часть 1 статья 4.3 КоАП РФ).

Таким образом, руководитель Организации будет считаться подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления (со дня оплаты административного штрафа).

Департамент Общего аудита по вопросу уплаты штрафа организацией за должностное лицо

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу пункта 1 статьи 2.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, административный штраф должен быть уплачен тем лицом, которое привлечено к ответственности, то есть в рассматриваемой ситуации — самим руководителем Организации.

Как следует из вопроса, Организация оплатила штраф за руководителя и не планирует взыскивать с него указанные средства.

НДФЛ

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «НДФЛ» (статья 41 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;

3) оплата труда в натуральной форме.

Поскольку к административной ответственности привлекается сам руководитель, при этом Организация фактически за него исполняет обязанность по уплате штрафа, считаем, что у руководителя возникает доход в натуральной форме, подлежащий налогообложению НДФЛ.

В Письме Минфина РФ от 17.06.14 № 03-04-05/28925 было отмечено следующее:

«Вопрос: Постановлением органа пожарного надзора руководитель муниципального унитарного предприятия (МУП) привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа как должностному лицу организации.

По смыслу трудового законодательства руководитель организации является работником, а его работодателем в рассматриваемом случае — исполнительный орган собственника муниципального имущества, являющегося учредителем данного юридического лица, т.е. орган местного самоуправления.

После этого руководитель МУП принимает решение об уплате указанного штрафа за счет предприятия в связи с тем, что данное правонарушение допущено им при осуществлении трудовых обязанностей и связано с деятельностью предприятия.

Таким образом, штраф, наложенный на руководителя МУП как на должностное лицо, уплачен за счет средств, принадлежащих организации, то есть в рассматриваемой ситуации из-за действий работника собственнику имущества причинен ущерб в виде затрат по оплате суммы штрафа.

Вопросы:

Не исключается ли нормами ТК РФ, НК РФ, ГК РФ и законодательства о бухгалтерском учете в принципе право работодателя уплатить за свой счет штраф, наложенный на его работника за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей? Запрещено ли это?

Какие правовые последствия для субъектов трудовых отношений (работника и работодателя) наступят, если такой штраф будет наложен на работника, а уплачен работодателем?

Имеет ли руководитель унитарного предприятия (или иной коммерческой организации) право на уплату административного штрафа, наложенного на него за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей, за счет возглавляемого им предприятия?

Являются ли необходимыми в данном случае исчисление и уплата НДФЛ с указанной суммы? Необходимо ли в таком случае согласие на это собственника имущества унитарного предприятия?

Является ли обязанностью или правом собственника имущества унитарного предприятия (или иной коммерческой организации) в случае уплаты за счет предприятия административного штрафа за работника (руководителя) взыскать с работника (руководителя) причиненный ему таким образом ущерб?

Имеет ли руководитель муниципального учреждения право на уплату административного штрафа, наложенного на него за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей, за счет бюджетных средств, предназначенных для финансирования деятельности данного учреждения, при условии бюджетного санкционирования данного расхода собственником имущества? Являются ли необходимыми в данном случае исчисление и уплата НДФЛ с указанной суммы?

Является ли обязанностью или правом собственника имущества учреждения в случае уплаты за счет учреждения административного штрафа за работника (руководителя) взыскать с работника (руководителя) причиненный ему таким образом ущерб?

Ответ:

Положениями статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу статьи 22 Трудового кодекса работодатель вправе потребовать возмещения ущерба, причиненного работником.

При этом работодатель, на основании статьи 240 Трудового кодекса, может отказаться от взыскания ущерба с виновного работника, то есть освободить работника от определенной имущественной обязанности.

В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Исходя из изложенного в случае, если работодатель в соответствии с Трудовым кодексом установил размер причиненного ему конкретным работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, отказ работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученного им в натуральной форме, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем следует учитывать, что Трудовой кодекс также предусматривает основания, исключающие материальную ответственность работника.

Кроме того, право работодателя на возмещение причиненного ему работником ущерба корреспондирует с его обязанностью обеспечить необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.

Неисполнение работодателем этой обязанности, повлекшее причинение работником ущерба имуществу работодателя, не должно повлечь материальной ответственности работников».

Таким образом, из приведенных разъяснений можно сделать следующий вывод.

При уплате административного штрафа за руководителя у Организации возникает ущерб (в виде уменьшения денежных средств). Данный ущерб фактически возник по вине работника – руководителя Организации. В случае, если Организация принимает решение не взыскивать данный ущерб с руководителя, у последнего возникает доход, подлежащий обложению НДФЛ.

Из изложенного, по нашему мнению, следует, что суммы штрафных санкций, выставленных в адрес должностного лица, оплаченных за него Организацией и не возмещенных за счет средств данного должностного лица, являются его доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Страховые взносы

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В свою очередь в статье 9 Закона № 212-ФЗ приведен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. При этом в указанном перечне отсутствуют административные штрафы, уплаченные организациями-работодателями за своих работников.

Официальные разъяснения контролирующих органов по вопросу обложения страховыми взносами сумм административных штрафов, уплаченных работодателями за работника, в настоящее время отсутствуют.

При этом арбитражная практика свидетельствует о том, что, по мнению контролирующих органов, сумма штрафа уплачивается организацией за работника в рамках трудовых отношений. Соответственно, данная сумма подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В свою очередь суды не поддерживают данную позицию и принимают решение в пользу организаций-работодателей, основываясь на следующем.

Тот факт, что между организацией и работником имеются трудовые отношения, не свидетельствует о том, что все выплаты, производимые в пользу работников, являются составной частью оплаты их труда. Следовательно, выплаты, которые не предусмотрены в трудовом договоре, не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, не признаются вознаграждением за труд, равно как и не являются стимулирующими или компенсационными выплатами.

Таким образом, суммы административных штрафов, возмещенные организацией-работодателем за работников, привлеченных к административной ответственности за правонарушения, совершенные при исполнении трудовых обязанностей, не являются оплатой их труда и не подлежат обложению страховыми взносами.

Так, в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25.02.15 № Ф04-15719/2015 по делу № А27-4345/2014 был сделан следующий вывод:

«Основанием для принятия оспариваемого решения послужило включение в базу для начисления страховых взносов произведенных Обществом за своих работников выплат административных штрафов в сумме 248 000 руб.

Суды, руководствуясь положениями статьи 9 Закона N 212-ФЗ, статьями 16, 56, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда; административный штраф не является выплатой или вознаграждением в пользу работника, следовательно, не признается объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

При этом суды верно отметили, что в данном случае выплаты по административным штрафам, наложенным на работников Общества, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы по данному эпизоду у суда кассационной инстанции отсутствуют».

Аналогичный вывод содержится в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 10.10.2014 по делу № А27-2092/2014. При этом в данном Постановлении суд указывает на то, что изложенный им подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.13 № 17744/12.

В свою очередь в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.13 № 17744/12 было указано следующее:

«Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов».

Из изложенного, по нашему мнению, можно сделать вывод, что сумма уплаченного за работника – руководителя административного штрафа не является объектом обложения страховыми взносами.

Однако, учитывая наличие арбитражной практики по данному вопросу, мы не можем полностью исключить риск возникновения претензий со стороны контролирующих органов.

Коллегия Налоговых Консультантов, 02 сентября 2015

Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Назад в раздел


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *