Полевая дорога

Полевая дорога

Размещение полевых дорог

Размещение лесных полос

При организации территории пашни решаются вопросы размещения лесных полос. играющих средостабилизирующее значение. Лесные полосы выполняют большую роль в формировании определенных микроклиматических условий, защите почв от эрозии, создают экологически однородные межполосные участки. Через систему лесных, полос создается взаимосвязь между формированием ландшафтов. технологией обработки почв и системой земледелия в целом. так как лесные полосы выступают базисными рубежами. определяющими направление обработки почвы, посева сельскохозяйственных культур, размещение рабочих участков и других элементов устройства территории. Лесные полосы, проектируемые на пахотных массивах, называются полезащитными. По своему назначению и размещению они подразделяются на приводораздельные, ветроломные, водорегулирующие; отличаются по правилам и приемам размещения. конструкции, ширине, набору древесных и кустарниковых пород. При размещении лесных волос решаются следующие вопросы: определение пригодности почв для лесоразведения; выбор направления лесных полос; определение ширины и конструкции лесных полос; определение расстояния между лесными полосами. При проектировании лесных полос очень важным моментом выступает учет пригодности почв для лесоразведения. По данным агролесомелиоративного районирования территории Западной Сибири выделены такие группы: Первая — почвы, пригодные для лесоразведения. Сюда относятся все серые лесные, черноземные, черноземно-луговые, лугово-черноземные. луговые почвы, не содержащие высоких концентраций вредных солей или в комплексе с солонцами, солодями до 10%. Вторая — ограниченно пригодные почвы для лесоразведения, В эту группу входят зональные почвы в комплексе с солонцами до 25 %:. солончаками до 10 %. Третья — условно лесопригодные почвы. Сюда относятся зональные почвы в комплексе с солонцами до 50%. солончаками до 25 %. каменисто-щебенчатые почвы.

Четвертая — нелесопригодные почвы. Эта группа включает солонцы, солоди. солончаки, зональные почвы в комплексе с солонцами свыше 5О %, солончаками свыше 25 %.

Размещение полевой дорожной, сети ведется согласованно с расположением границ полей и лесных полос. Относительно лесных полос полевые дороги размещаются с южной их стороны, выше по рельефу, с наветренной стороны (относительно метелевых ветров). Ширина полевых дорог проектируется в зависимости от их назначения.

Основные полевые магистрали, как правило обслуживают весь массив или большие части севооборотов и связывают их с хозяйственным центром, Их роль выполняют главные внутрихозяйственные дороги. Заново они обычно не проектируются, однако в отдельных случаях возможно спрямление дорог без изменения выхода за пределы внешних границ. Линии обслуживания предназначены для заправки холостых заездов и поворотов тракторных агрегатов во время работ на полях, а также транспортировки грузов с полей севооборотов. Размещают их по коротким сторонам полей, обеспечивая их кратчайшую связь с основными полевыми магистралями и хозяйственными центрами. Вспомогательные дороги служат для вывозки урожая с полей и подвозки удобрений на поля, а при работах поперек поля они выполняют функции линий обслуживания. Проектируют их по длинным сторонам полей. Расстояние между ними, превышающее 800-1000 и, можно считать благоприятным для выполнения транспортных работ на территории севооборотов. Однако к их проектированию необходимо подходить очень разумно не — завысить их густоту и тем самым способствовать сохранению более ценных сельскохозяйственных угодий.

Временные полевые вспомогательные дороги размещают на полях кормовых севооборотов с чередованием таких грузоемких пропашных культур как кукуруза, сахарная свекла, картофель. Временные вспомогательные полевые дороги представляют собой поперечный прокос поля. Они прокладываются при непосредственном комбайнировании в два-три прохода. Технические требования, предъявляемые к полевым дорогами. Так продольные уклоны для всех видов полевых дорог не долины превышать в благоприятных условиях 10 %.

Ширину каждого вида: дорог устанавливают минимально необходимую, исходя из требований обслуживания проходящего по дороге транспорта и производственных процессов на полях. Рекомендуется следующая ширина полевых дорог:

Проектирование противоэрозионных гидротехнических сооружений.

Противоэрозионные гидротехнические мероприятия проектиру­ются в случаях, когда применение агротехнических, агролесомелиоративных и других мероприятий недостаточно эффективно обеспечивает прекращение эрозионных процессов и предназначаются для быстрого и надежного закрепления интенсивно растущих овра­гов, разрушающих сельскохозяйственные угодья, или угрожающих строениям и другим объектам, а также отвода поверхностных вод с незадерненных эродируемых склонов. Для защиты почв от эрозии применяются следующие виды гидротехнических сооружений:

— водозадерживающие: валы-канавы, террасы, пруды; — водонаправляющие: валы, нагорные канавы, валы-распылители и канавы-распылители стока; -водосборные (сопрягающие): перепады, консольные перепады, быстротоки, трубчатые водосбросы, шахтные перепады; — донные: запруды, донные перепады и пороги. Выбор видов гидротехнических сооружений для каждого про­центируемого объекта должен проводиться в комплексе с другими противоэрозионными мероприятиями, с учетом геологических и гидрологических условий, вида и стадии развития эрозионных процессов, особенностей рельефа местности, сельскохозяйствен­ного использования земель, а также с учетом использования зарегулированного стока для целей водоснабжения, орошения или других хозяйственных нужд.

Обоснование размещения лесных полос (Ф-лы)

При обосновании размещения лесных полос производится про­верка соблюдения требований в отношении выбора типов, видов лесных полос» их направлений, конструкции, ширины, расстояния между ними.При выявлении несоблюдения требований вносятся со­ответствующие коррективы. Затем определяется экономическая эф­фективность создания лесных полос. Для этого применяются сле­дующие экономические показатели:

1)капитальные затраты на создание лесных полос, руб.:

2) чистый доход за счет прибавки урожая, руб.;

3) срок окупаемости Т, лет.

Значение и содержание составной части «Организация и инженерно

оборудование территория сенокосов»

Сенокосы являются важным резервом кормов для животноводства. Сено получают с естественных сенокосов и сеяных трав на пашне. Наиболее ценным является естественное сено, т.к себестоимость кормовой ед с естественных сенокосов значительно ниже чем с пашни. В летний период природные кормовые участки обеспечивают прирост продукции на 50%. Одной из задач зем-ва является создание культурных сенокосов, естеств-х и сеяных. Это могло бы увеличит заготовку витаминного сена, сенажа, силоса и др кормов. Для осуществления мер продуктивности сенокосов и правильного ухода за ними требуется выполнить организацию их территорий, что осуществляется в проектах ВХЗ. Сенокосы как угодья возникли на основе естественных луговых ландшафтов, заброшенных пашен и раскорчевке древесно-кустарниковой растительности или бывших лесных ландшафтов. Площади сенокосов изменяются по природно-хозяйственным зонам (ландшафтные зоны). В настоящее время возникла потребность в разработке вопросов по изменению состава и соотношения угодий в пределах природохозяйственных зон, а так же районов и с/х орг-ий. Эти вопросы следует прорабатывать на основе выполнения перспективных прогнозных документах или схем зем-ва, а так же в проектах ВХЗ, используя ландшафтные схемы ланд-но-экол-го зонирования.

Содержание и составные части. Орг-ия тер-ий сенокосов закл-ся в решении след-их вопросов: 1.Оценка экол сост сенокосов 2.Закрепление С за производственными подразделениями и спец бригадами 3.Проектирование сенокосооборотов 4.Проектирование дорог, скотопрогонов, водных источников и полевых станов 5.Разработка мер-ий по улучшению сенокосов.

Требования, предъявляемые к составной части «Организация и инженерное оборудование территории сенокосов»

Различают несколько требований: 1.Экологическое А)Создать экологически-однородные поля и сенокосооборотные массивы, обеспечивающие стабилизацию экологических условий и повышение плодородия сенокосов. Б)Создать экологические условия обеспечения восстановления и улучшения сенокосов. 2.Социальное (создание благоприятных условий для труда и отдыха в период уборки сена) 3.Технологические (создать оптимальные территориальные условия по уборке сена и высокопроизводительного исп-я техники. 4.Экономические А)Обеспечить равномерную нагрузку по специальным бригадам в период уборки сена. Б)Обеспечить минимальные кап затраты и годовые издержки зависящие от устройства территории сенокосов.

Полевые дороги проектируют в дополнение к существующим или вновь устраиваемым магистральным дорогам, с таким расчетом, чтобы сеть всех дорог на территории хозяйства обеспечило возможно удобные переезды людей, передвижение машин и перевозки грузов совершенных при полевых работах, а также обеспечить удобное обслуживание в поля тракторных агрегатов. Это достигается при определенной густоте дорожной сети на территории хозяйства.

Размещение дорог должно удовлетворять следующим основным требованиям:

  1. Сеть плевых дорог вместе с магистральными должна обеспечить связь селений и производственных центров со всеми полями севооборотов, полевыми станами, летними лагерями, а также возможность передвижений с поля на поля и перевозку грузов.
  2. Все поля севооборотов и рабочие участки должны быть обеспечены удобными дорогами.
  3. Расположение дорог в полях должно быть удобно для обслуживания МТА и выполнения полевых и транспортных работ.
  4. Размещение дорог должно быть согласовано с границами полей, рабочими участками, защитными лесными полосами, а также с размещением полевых станов и водных источников.
  5. Место размещения полевых дорог, ширина их, продольные уклоны должны отвечать техническим требованиям.
  6. При проектировании дорог важно обеспечить устройство их при наименьших капитальных затратах, для чего очень важно использовать существующие дороги, а также дорожные сооружения: мосты и переезды.

Полевые дороги подразделяются на полевые и вспомогательные.

Основные полевые дороги имеют значение полевых магистралей. Они обслуживают значительную часть территории севооборотов и других угодий примыкающих к ним. Наилучшее расположение полевой магистрали такое, когда она размещается по середине обслуживающего земельного массива, идет по водоразделу или поперек верхней части склонов.

Вспомогательные подразделяются на транспортные и линии обслуживания.

Транспортные дороги используют для переездов, перевозки грузов с примыкающим к ним полей и участков и размещается по длинным сторонам полей.

Линии обслуживания предназначены для обслуживания тракторных агрегатов в полях рабочих участков (заправки сеялок семенами, тракторов водой и горючем, разгрузки комбайнов), а также холостых поворотов и заездов при выполнении различных полевых работ, размещают их по коротким сторонам полей.

Ширина основных дорог (полевых магистралей) – 6-8 метров.

Вспомогательных (линий обслуживания) 4-5 метров.

Транспортных (продольных) – 3-4 метра.

При размещении полевых дорог необходимо стремиться к минимальному отводу пахотных земель под дороги. При размещении дорог необходимо избегать естественных препятствий и участков со слабым грунтом, солонцами, глиной. Необходимо размещать дороги так, чтобы осуществить безопасный сброс стока воды от дорог. Особенно не желательно размещение дорог на склонах пересекающим горизонтали под углом 45° и перехватывающим при этом большую часть стока.

Размещение дорог следует осуществлять так, чтобы меньше производить перевозки грузов по стерне и мягкой пахоте. Затраты тяговой силы на перевозку грузов по мягкой пашне в 2,5-4 раза, а по стерне – 1,5-2 раза больше чем по удовлетворительным дорогам. При размещении дорог рядом с лесными полосами следует учитывать то, что здесь будет накапливаться снег и таяние его весной задерживается в среднем на 3-6 дней на наветренных и освещенных солнцем опушках лесных полос и 7-10 дней на подветренных и затененных опушках.

Увлажнение талой водой дорог делает их неудобными для переезда ранней весной.

При расположении полей, а, следовательно, лесных полос и дорог в направлении с севера на юг дороги в отношении лесной полосы размещают с наветренной стороны, а с запада на восток с южной стороны чтобы они быстрее просыхали.

Дороги на склонах размещают выше лесной полосы, чтобы сток талой воды из дороги попадал на лесную полосу, а не наоборот. Размещение полевых дорог дается по обеспеченности территории дорогами и соответствие их техническим требованиям. Условия для выполнения транспортных работ считается хорошими, если расстояния между полевыми дорогами по длинным границам полей не превышают 800-1000 метров, а по коротким сторонам 2000-2500 метров. Поэтому лучшим вариантом размещения дорог будет тот, по которому коэффициент обеспеченности дорожной сетью ближе к 1 (единице). Коэффициент дорожной обеспеченности равен соотношению оптимального расстояния между дорогами (800-1000 м) к расстоянию, полученному по проекту. Другим показателем может служить отношение протяженности дорог между хозяйственными центрами и полями севооборота к расстоянию между ними по прямой.

Для экономической оценки размещения полевых дорог можно использовать следующие показатели:

1) Затраты на перевозку грузов по дорогам;

2) Затраты на перевозку грузов по стерне и мягкой пахоте;

3) Потери продукции с площади занятой дорогами;

4) Потери на холостые проходы агрегатов при работе в поперечном направлении.

Чтобы получить 1) и 2) показателя, необходимо определить среднее расстояние перевозки грузов по дорогам, стерне и пахоте и их объемы.

Расчеты эти основываются на приведенных выше данных об увеличении затрат тягового усилия, а следовательно стоимости 1 т/км при перевозки грузов по стерне и мягкой пахоте.

Потери продукции с площади занятой полевыми дорогами рекомендуется определять по ведущей культуре данного севооборота. Потери на холостые проходы агрегатов при работах в поперечном направлении зависит от длины гона и определяются по ранее приведенным формулам.

Полевые дороги – грунтовые дороги, расположенные на территории севооборота в общей системе с размещением полей, полезащитных лесных полос и других элементов устройства территории пахотных земель, предназначенных для их транспортного обслуживания.Полевые дороги проектируются в дополнение к существующей и проектируемой магистральной дорожной сети в целях обеспечения:

— подъездов к любому полю и рабочему участку;

— устойчивой связи полей с магистральной дорожной сетью, производственными и хозяйственными центрами;

— удобства выполнения технологических процессов в полях и обслуживания техники.

Полевые дороги подразделяются на основные и вспомогательные.

Основныевыполняют роль полевых магистралей, обслуживают весь севооборот или группу полей и предназначены для систематической перевозки людей, грузов и техники. Эти дороги являются постоянно действующими и должны иметь ширину 6-10 м. Как правило, они имеют твердое или переходного типа покрытие.

Вспомогательная дорожная сеть предназначена для временного, ограниченного использования: обслуживания сельскохозяйственной техники, вывоза урожая, подвоза удобрений и т. п. Так как интенсивность движения на этих дорогах небольшая, их проектируют шириной 3-4 м.

Густота полевой дорожной сети зависит от величины грузооборота, размеров и площади полей (рабочих участков). Дороги проектируют по границам полей, совмещая с лесополосами и другими элементами организаций территории.

По отношению к лесным полосам дороги проектируются с наветренной стороны, выше по рельефу, с южной, наименее затененной стороны. Это важно для того, чтобы дорогу меньше заваливало снегом и она быстрее просыхала, становилась проезжей для техники и транспортных средств. По этой же причине недопустимо размещать полевые дороги по тальвегам, вдоль осушительных каналов.

При сравнении вариантов размещения полевых дорог предпочтение отдается тому, где меньше их протяженность, требуется меньше затрат на прокладку и обслуживание, а также обеспечивается более надежная транспортная связь в неблагоприятных погодных условиях.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *