Группа комбинированной направленности в ДОУ количество детей

Группа комбинированной направленности в ДОУ количество детей

Вопрос: Здравствуйте. 1 сентября мы поступили в младшую группу специализированного офтальмологического детского сада. Через месяц нашу группу закрыли, мотивируя недобором (в группе было 10 человек). Наших трехлеток перевели в среднюю группу (4-5 лет). Еще через месяц в эту группу добрали детей от двух до 4 лет. Теперь в нашей группе 21 человек от 2 до 4,5 лет и один воспитатель. Группа у нас получается смешанная: сначала были только детки с проблемными глазками, а сейчас стали добавлять здоровых.

При поступлении в сад обещали группу численностью 10-13 человек. Правомерны ли действия руководства сада? Имеем ли мы право требовать разделения нынешней группы пополам? Мария

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день. В соответствии с п. 1.11. и 1.12. СанПиН 2.4.1.3049-13:

1) рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

  • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
  • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

2) допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в ДОО компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы;

3) в ДОО комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности, старше 3 лет:

  • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

То есть, в Вашем случае состав группы комбинированной направленности, старше 3 лет, превышает рекомендуемое максимальное количество в 17 детей. Поэтому у Вас есть все основания обратиться о нарушении прав Вашего ребеночка к учредителю, в вышестоящий орган образования, Роспотребнадзор, прокуратуру и пр.

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах. Некоторые воспитатели не прошедшие курсы (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Кто входит в группу ОВЗ?

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобные формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированного). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.

Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на курсах.

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.

  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммуникативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Надеюсь, я смогла объяснить, что представляет собой работа с детками с ОВЗ? Если так, просьба поделиться инфой с друзьями, кликнув по иконкам соцсетей. Плюс – приглашаю оформить подписку на новости. Надоедать не буду!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Опубликовано: 16.11.2016

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Опубликовано: 26.11.2016

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Опубликовано: 17.01.2017

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности

Комментарии к разделу III пункта 3.2.4.

Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с редакцией от 27.08.15 г.):

1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

— для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;

— для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет – 12 детей;

— для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;

— для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;

— для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;

— для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;

— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей:

— для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей;

— для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей;

— для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет – 8 детей;

— для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей;

— для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп;

— для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *