Школьный библиотекарь

Школьный библиотекарь

Школьная библиотека

Книжный фонд школьной библиотеки, включает учебную, художественную, методическую, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания и предоставляет во временное пользование читателям.

В настоящее время традиционные информационные ресурсы библиотеки дополняются приложениями на электронных носителях к учебникам

Фонд библиотеки :

Школьный корпус «Наро-Фоминская» (ул. Наро-Фоминская, дом 1)

Фонд библиотеки ( всего экз. на 01.09.2018г.) — 31906

Художественная литература, методическая, справочная литература, брошюры ( экз. на 01.09.2016г) — 6951

Учебный фонд ( всего экз. на 01.09.2018 г.) — 24009

Школьный корпус «Щорса» ( ул. Щорса, дом 5 кор. 1)

Фонд библиотеки ( всего экз. на 01.09.2018г.) — 33367

Художественная литература, методическая, справочная литература, брошюры ( экз. на 01.12.2018г.) — 10782

Учебный фонд ( всего экз. на 01.09.2018 г.) — 22585

Школьный корпус «Сказка» ( ул. 50-летия Октября, дом 3Б)

Фонд библиотеки ( всего экз. на 01.09.2018 г.) — 6458

Художественная литература, методическая, брошюры ( экз. на 01.09.2018 г.) — 2929

учебный фонд ( всего экз. на 01.09.2018 г.) — 3529

Количество названий( выписываемых периодических изданий) – 5

В настоящее время традиционные информационные ресурсы библиотеки дополняются приложениями на электронных носителях к учебникам.

Библиотека постоянно осуществляет обзоры новых поступлений.

Библиотека доступна для читателей ( учащихся, учителей, воспитателей, сотрудников школы, родителей).

Имеется читальный зал, который совмещен с абонементом. Где учащиеся имеют возможность подготовить рефераты, доклады, почитать журналы, ознакомиться с новой выставкой.

Библиотека оснащена компьютером, подключенным к сети Интернет, который является хорошим помощником в подборе материалов к урокам для учеников и учителей.

Режим работы библиотеки в Школьный корпусе «Наро-Фоминская»

Часы работы Обед

Понедельник, вторник, среда — с 8.00 до 16.30

Четверг с 8.00 — до 13.20

Пятница — с 8.00 до 16.00

с 12.50 до 13.20

Выходные дни -суббота, воскресенье

Педагог — библиотекарь — Баранова Инна Ивановна.

Режим работы библиотеки в Школьный корпусе «Щорса»

Выходные дни -суббота, воскресенье

Педагог — библиотекарь – Сизых Вера Владимировна.

Все учащиеся обеспечены учебниками. Учебники выдаются классным руководителям. Выдача учебников проводится по графику.

На постоянной основе ведется работа по сохранности библиотечного фонда. Регулярно проводится рейд по проверке сохранности школьных учебников . Большую помощь в этом оказывает актив библиотеки и классные руководители.

Для повышения квалификации сотрудники библиотеки посещают семинары, участвуют в работе круглых столов в МЦ, присутствуют на массовых мероприятиях библиотек, участвуют в Московском педагогическом марафоне учебных предметов.

Основные цели работы библиотеки:

— формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

— воспитание духовной, грамотной личности, формирование у школьников нравственных качеств и отношений – трудолюбия, взаимоуважения, критического отношения к себе и одноклассникам, привычки к здоровому образу жизни.

— совершенствование форм индивидуальной и массовой работы, предоставление услуг на основе внедрения новых информационных технологий.

— поддержание в рабочем состоянии и комплектование книжного фонда.

Наша библиотека не только осуществлять библиотечное обслуживание своих читателей, но и решает стоящие перед образованием задачи:

— обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом, коммуникативном (компьютерные сети);

— организация информационной поддержки всего образовательного процесса

— возвращение детей к чтению, остающемуся единственным надежным средством сохранения института культуры;

— воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

— формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору информации;

— совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

Одной из основных задач работы библиотеки является – привитие любви к чтению. С этой целью в библиотеке проводиться работа по изучению вкусов и пристрастий читателей, выявляются любимые книги учащихся, оформляется выставка самых читаемых книг.

работа библиотеки ведется по следующим направления:

— библиотечные уроки

— индивидуальная работы с читателями как основы формирования информационной культуры личности школьников (беседы с читателями)

— информационные обзоры литературы

— оформление календаря к знаменательным датам

— литературные праздники ,викторины

— оказание помощи при подготовке общешкольных мероприятий

ОПЛАТА ТРУДА БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Согласно п. 1.1 Положения о библиотеке ОУЗ библиотека общеобразовательного учебного заведения является его обязательным структурным подразделением, которое осуществляет библиотечно-информационное, культурно-просветительское обеспечение учебно-воспитательного процесса как в урочное, так и во внеурочное время.

ФОРМИРОВАНИЕ ШТАТОВ

В соответствии со ст.45 Закона № 651 штатные расписания общеобразовательных учебных заведений независимо от подчиненности и типов устанавливаются соответствующим органом управления образования на основании Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений, утвержденных Минобразования.

Напомним, что в настоящее время формирование штатов библиотек общеобразовательных учебных заведений осуществляется с учетом Методических рекомендаций.

Так, п. 8 и 9 Методических рекомендаций предусмотрено, что в штатные расписания учебных заведений вводятся штатные должности заведующего библиотекой и библиотекаря при условии наличия в заведении определенного количества классов (см. табл. 1).

Таблица 1

Количество классов

Должности

заведующий библиотекой

библиотекарь

Менее 8

— *

8 — 13 (включительно)

0,5

14 — 29

30 — 37

0,5

38 и более

* Обязанности библиотекаря (библиотечная работа и работа с библиотечным фондом учебников) возлагаются на педагогических или других работников.

 

В то же время с01.09.2012 г. вступят в силу Типовые штатные нормативы, которыми порядок введения штатных должностей работников библиотеки несколько изменится (см. табл. 2 на с. 27).

Таблица 2

Количество классов

Должности

заведующий библиотекой

библиотекарь

Менее 5

— *

5 — 10 (включительно)

0,5

11 — 24

25 — 29

0,5

30 и более

* Обязанности библиотекаря (библиотечная работа и работа с библиотечным фондом учебников) возлагаются на педагогических или других работников

 

ОПЛАТА ТРУДА

Согласно Закону об образовании работники библиотек в учебных заведениях являются участниками учебно-воспитательного процесса, но не являются педагогическими работниками. В соответствии со ст. 6 Закона № 32/95 библиотекиучебных заведений отнесены по назначению к специальным библиотекам, а сами библиотекари согласно Закону о культуре относятся к работникам культуры.

Следовательно, по роду своей деятельности школьные библиотекари являются работниками культуры, а по ведомственной принадлежности — работниками образования. Поэтому оплата труда библиотечных работников осуществляется как по нормативным документам Минкультуры, так и по нормативным актам Минобразования.

Заработная плата работников библиотеки состоит из должностных окладов, премий, доплат и надбавок.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ

Согласно ст. 17 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР для работников, выполняющих работы, не свойственные основной деятельности отрасли, условия оплаты труда устанавливаются в соответствии с актами действующего законодательства тех отраслей, к которым относятся эти работы по характеру. Такое же условие установлено п. 2 разд. 1 Инструкции № 102.

Поэтому должностные оклады работников библиотеки общеобразовательного учебного заведения устанавливаются в соответствии с приказом № 745, изданным во исполнение постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Схема тарифных разрядов библиотекарей приведена в таблице 1 приложения 3 к приказу № 745, согласно которой библиотекарю устанавливаются следующие тарифные разряды (см. табл.3).

Таблица 3

Библиотекари

Тарифные разреди

Ведущие

9 — 12

I категории

8 — 11

II категории

8 — 10

Без категории

8 — 9

 

Что касается тарифных разрядов заведующего библиотекой, то согласно примечанию 2 к таблице 4 приложения 2 к приказу № 745 в библиотеках, являющихся структурными подразделениями учреждения, должностные оклады заведующих устанавливаются на уровне должностных окладов библиотекарей соответствующей категории.

В соответствии с п. 4 Инструкции № 102 должностные оклады устанавливаются руководителями на основе действующих квалификационных требований и тарифных разрядов работников соответствующей квалификации с последующей аттестацией согласно действующему законодательству.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

При установлении должностных окладов работникам области культуры пользуются Справочником № 168.

Согласно этому Справочнику библиотекари отнесены к профессиональной группе «Профессионалы», для которых установлены следующие квалификационные требования.

Ведущий библиотекарь: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); стаж работы по профессии библиотекаря I категории — не менее 2 лет.

Библиотекарь I категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист): для магистра — без требований к стажу работы, специалиста — стаж работы по профессии библиотекаря II категории — не менее 2 лет

Библиотекарь II категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист); стаж работы по профессии библиотекаря — не менее 1 года.

Библиотекарь: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы.

Задачи и обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Участвует в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Применяет научные методы и передовой опыт работы в библиотечной деятельности.

Согласно Справочнику № 168 заведующие библиотекой отнесены к профессиональной группе «Руководители», для которых установлены следующие квалификационные требования: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); последипломное образование в области управления; стаж библиотечной работы по профессиям руководителей нижестоящего уровня — не менее 5 лет.

Задачи и обязанности. Осуществляет оперативное руководство библиотекой, обеспечивает ее высокоэффективную деятельность, разработку и выполнение производственно-творческих и финансовых планов, направленных на формирование и обеспечение нужд населения в библиотечно-библиографических услугах, социальное развитие коллектива. Действует от имени библиотеки. Представляет ее интересы в государственных, кооперативных, коммерческих предприятиях и учреждениях, общественных организациях, судебных и арбитражных органах. Открывает в банках счета. Пользуется правом распоряжения средствами. Выдает, принимает к платежам обязательства. В рамках своей компетенции издает приказы и другие акты, дает указания, обязательные для всех подразделений и работников. Заключает соглашения и контракты. Принимает меры по моральному поощрению и материальному стимулированию работников, налагает дисциплинарные взыскания. Обеспечивает эффективное выполнение и хранение закрепленного за библиотекой имущества. Организует формирование библиотечного фонда. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий труда. Решает все вопросы в рамках предоставленных ему прав, поручает выполнение отдельных организационно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям функциональных подразделений библиотеки. Обеспечивает соблюдение законности, активное использование правовых средств усовершенствования управления, укрепления договорной дисциплины и учета.

Порядок применения характеристик, присвоения и повышения разрядов, внесения изменений и дополнений приведен в Общих положениях Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1, утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336.

АТТЕСТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Согласно п. 4.6 Положения о библиотеке ОУЗ библиотечные работники подлежат аттестации согласно действующему законодательству. Так, аттестация работников библиотек осуществляется согласно требованиям Положения № 44.

В соответствии с п. 1.3 Положения № 44 основной задачей аттестации является оценка профессиональной квалификации и деловых качеств работника на основании объективных, обоснованных критериев, исходя из результатов его работы, с целью определения возможностей профессионального и должностного роста. Результатом аттестации является оценка профессиональной квалификации и деловых качеств работника (соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности).

Аттестации не подлежат:

— работники, работающие на занимаемой должности, подлежащей аттестации, менее одного года;

— работники, работающие на должности менее одного года после повышения квалификации;

— молодые специалисты в период срока обязательной работы по распределению после окончания учебных заведений;

— работники, работающие по совместительству (1.4 Положения № 44).

Аттестация работников культуры делится на очередную и внеочередную. Очередная аттестация проводится один раз в пять лет.

Внеочередная аттестация проводится не ранее чем через год со дня предыдущей аттестации для работников культуры, которые должны пройти повторную аттестацию после принятия решения предыдущей аттестационной комиссией о соответствии занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций по повышению квалификации определенного профессионального направления.

Согласно п. 7 приказа № 745 и п. 6 Инструкции № 102 руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций предоставлено право устанавливать должностные оклады (ставки заработной платы) работникам исходя из схем тарифных разрядов, в пределах фонда заработной платы.То есть определение конкретного тарифного разряда и размера должностного оклада находится в компетенции руководителя заведения.

Принимает и назначает на должность библиотечных работников руководитель учебного заведения. В приказе на назначение указывается, на какую должность принимается работник и какой ему устанавливается должностной оклад. Работник, принимаемый на должность «ведущего библиотекаря», «библиотекаря I категории», «библиотекаря II категории», «библиотекаря», в течение года направляется на курсы повышения квалификации (если в течение последних 5 лет он не проходил таких курсов) и через год аттестуется на соответствие занимаемой должности (или должности, на которую претендует), т. е. на соответствие его квалификации требованиям.

Основой для присвоения или повышения категорий является Справочник № 168.

ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ

Библиотекарям учебных заведений, как и другим работникам, могут устанавливаться надбавки за высокие достижения в труде; за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения); за сложность, напряженность в работе в размере до 50 % должностного оклада, как это предусмотрено абз. «а» п.п. 3 п. 2 приказа № 745. Предельный размер указанных надбавок для одного работника не должен превышать 50 % должностного оклада. Такое ограничение не распространяется на работников национальных заведений (учреждений). В случае несвоевременного выполнения заданий, ухудшения качества работы и нарушения трудовой дисциплины указанные надбавки отменяются или уменьшаются.

Библиотекарю-совместителю, а также библиотекарю, работающему на неполную ставку (например, 0,5 ставки), указанные надбавки устанавливается в размере 50 % к его должностному окладу (например, к 0,5 ставки).

Далее остановимся на доплатах и надбавках, являющихся специфическими для библиотечных работников.

Доплата за заведование библиотекой

В соответствии с п. 58 Инструкции № 102 в общеобразовательных учебных заведениях, штатными расписаниями которых не предусмотрена должность библиотекаря, педагогическим и другим работникам, которые ведут библиотечную работу и работу с библиотечным фондом учебников, устанавливается доплата за заведование библиотекой в размере 10 % должностного оклада (ставки заработной платы).

При наличии в заведениях штатных должностей библиотечных работников за заведование библиотекой устанавливается доплата в размере 5 — 15 % должностного оклада. Конкретный размер доплаты определяет руководитель учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом, учитывая размер фонда учебников, с которым ведется работа.

Так, в учебных заведениях с количеством классов менее 8 (с 01.09.2012 г. — менее 5),где должность библиотекаря не предусмотрена, выполнение библиотечной работы, в том числе с библиотечным фондом учебников, возлагается на педагогических или других работников, которым осуществляется соответствующая доплата. Об условиях установления доплаты см. раздел «Если обязанности библиотекаря возложены на педагогического или другого работника».

Если штатным расписанием заведения предусмотрено только 0,5 штатной единицы должности библиотекаря (8 — 13 классов, а с 01.09.2012 г. — 5 — 10 классов), то работнику, занимающему эту должность, устанавливается доплата согласно п. 58 Инструкции № 102 в размере 5 — 15 % должностного оклада. Подчеркнем: доплата начисляется в размере, установленном от должностного оклада работника, т. е. 0,5 ставки. На это обратило внимание и Минобразования в письме от 18.02.2010 г. № 10/2-239, которое приведен на с. 8 этого номера.

Согласно ст. 51 КЗоТ по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и в дальнейшем неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой никаких ограничений объема трудовых прав работников.

Работа на 0,5 ставки предусматривает, что работник занят на условиях неполного рабочего времени, а именно неполного рабочего дня, установленного для занимаемой им должности. Работником выполняется норма часов не на полную тарифную ставку, а только на 0,5 ставки. Соответственно оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени.

Однако следует отметить, что зависимость размера доплаты за заведование библиотекой от объема работы работника по основной должности нормативно-правовыми актами четко не установлена.

Если штатным расписанием заведения предусмотрена должность заведующего библиотекой, то отметим следующее. Минобразования в письме от 29.08.2006 г. № 1/9-549 разъяснило, что при определении конкретного размера доплаты за заведование библиотекой согласно п. 58 Инструкции № 102 руководителем учебного заведения должен учитываться и размер фонда учебников, с которым ведется работа библиотечным работником. Учитывая это и особенности определения размера должностных окладов заведующих библиотеками, являющимися структурными подразделениями учебных заведений, работникам, занимающим в них штатные должности заведующих библиотеками, устанавливается доплата в размерах, определенных в п. 58 Инструкции № 102,учитывая размер фонда учебников, с которым ведется работа.

Доплата за выслугу лет

Заведующий библиотекой и библиотекарь общеобразовательного учебного заведения имеют право на получение доплаты за выслугу лет при наличии соответствующего стажа работы на должностях, определенных приложением к Порядку № 84. Должности заведующего библиотекой и библиотекаря в этом приложении указаны.

Размер доплаты составляет от 10 до 30 % должностного оклада в зависимости от стажа работы. Начисляется она ежемесячно по основному месту работы. Лицам, работающим по совместительству, указанная доплата не выплачивается.

Если библиотекарь работает в учебном заведении по основному месту работы на 0,5 ставки, то доплата за выслугу лет начисляется в размере, установленном от его должностного оклада, т. е. от 0,5 ставки.

Доплата за выслугу лет исчисляется с должностного оклада без учета других надбавок и доплат.

Надбавка за особые условия работы

С 1 октября 2009 года работникам библиотек постановлением № 1073 установлена надбавка за особые условия работы. Разъяснения по установлению этой надбавки Минобразования предоставило в письме от 11.12.2009 г. № 1/9-876.

Надбавка устанавливается работникам государственных и коммунальных библиотек (публичных, специальных и специализированных), которые осуществляют культурную, образовательную, информационную, научно-исследовательскую, методическую деятельность и занимают должности, указанные в приложении к Порядку № 84. Должности заведующего библиотекой и библиотекаря указаны в этом приложении.

Надбавка за особые условия работы устанавливается и работникам библиотек, являющихся структурными подразделениями учебных заведений, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона № 32/95 библиотеки учебных заведений по назначению относятся к специальным библиотекам.

Надбавка за особые условия работы является обязательной выплатой, и ее размер является фиксированным — 50 % должностного оклада. Это означает, что надбавка за особые условия работы не может быть установлена в другом размере, например 20 или 30 % в зависимости от решения руководителя, а должна устанавливаться четко в размере 50 % должностного оклада работника независимо от установления других надбавок и доплат.

Что касается работников, исполняющих обязанности библиотекаря на условиях совместительства, то постановлением № 1073 не установлено ограничение на выплату такой надбавки библиотекарям, работающим по совместительству. Таким образом, библиотекарю-совместителю, а также библиотекарю, работающему на неполную ставку (например, 0,5 ставки), устанавливается надбавка за особые условия работы в размере 50 % к его должностному окладу (например, к 0,5 ставки).

В отношении работников, исполняющих обязанности библиотекаря по совмещению, отметим следующее. Согласно п.п. 3 п. 4 приказа№ 557 за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки). Работник за выполнение работ по совмещаемой должности получает только доплату к основному окладу. В связи с этим надбавка за особые условия работы, предусмотренная постановлением № 1073 в размере 50 % должностного оклада, на доплату не устанавливается.

ПРЕМИРОВАНИЕ

Работникам библиотек могут предоставляться также премии, размер которых действующим законодательством не ограничен. Порядок и размеры премирования работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда утверждаются руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Руководителям учебных заведений предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов, предоставлять работникам материальную помощь в сумме не более одного должностного оклада в год.

Пунктом 3 постановления № 1062 предусмотрено, что работникам государственных и коммунальных библиотек, указанным в перечне должностей, определенных приложением к Порядку № 84, выплачивается материальная помощь:

— на оздоровление во время ежегодного отпуска в размере должностного оклада (ставки заработной платы);

— для решения социально-бытовых вопросов по решению руководителя библиотеки в размере до одного должностного оклада (ставки заработной платы) в год.

Однако п.п. «б» п. 3 приказа № 745 предусмотрено предоставление работникам материальной помощи, в том числе на оздоровление, в сумме не более одного должностного оклада в год, кроме материальной помощи на погребение .

В связи с указанным выше напомним, что руководителям учреждений предоставлено право выплачивать материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах, при условии выплаты всем работникам обязательных выплат, доплат и надбавок.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЕЖЕГОДНОГО ОТПУСКА

В соответствии с п.п. 5.2.6 Положения о библиотеке ОУЗ библиотечные работники общеобразовательных учебных заведений имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 24 календарных дня за отработанный год.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 8 Закона № 504/96 библиотекарям с ненормированным рабочим днем может предоставляться отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней согласно спискам должностей, работ и профессий, определенных коллективным договором, соглашением.

Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 504/96 библиотекарям общеобразовательных школ-интернатов и детских домов для детей, больных туберкулезом, кроме того, может предоставляться еще дополнительный отпуск за особый характер труда, максимальная продолжительность которого не должна превышать 7 календарных дней. Такая норма предусмотрена п. 1 подразд. «Инфекционные и туберкулезные (противотуберкулезные) лечебно-профилактические заведения и учреждения, отделения, палаты, кабинеты; санаторно-лесные школы и школы-интернаты, детские дома, детские сады (группы), ясли-сады (группы), детские ясли (группы) и дома ребенка (группы) для детей, больных туберкулезом; учебные заведения для инвалидов, больных туберкулезом» разд. XVII «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда (приложение 2 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290). Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ

Продолжительность рабочей недели заведующего библиотекой и библиотекаря общеобразовательного учебного заведения составляет 40 часов в неделю (ст. 50 КЗоТ).

Для работников, работающих в заведениях (структурных подразделениях) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели согласно Перечню № 163.

Так, разд. 32 «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Перечня № 163 для работников, занимающих должность библиотекаря санаторно-лесных школ и школ-интернатов для детей, больных туберкулезом, устанавливается сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 ч.

ОПЛАТА ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ИЛИ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ

Библиотечные работники учебных заведений, как и другие непедагогические работники этих заведений (при условии наличия у них соответствующего образования), могут вести преподавательскую или кружковую работу в этом же учебном заведении в объеме, определенном п. 91 Инструкции № 102. Такая работа не является совместительством.

За норму часов, определенную в этом пункте, оплата производится сверх основного должностного оклада (ставки) в порядке, предусмотренном соответственно для учителей, преподавателей и руководителей кружков (по тарификации).

Размер надбавки за выслугу лет (за выполнение преподавательской или кружковой работы) определяется исходя из стажа педагогической работы в соответствии с объемами учебной нагрузки, установленной при тарификации.

ЕСЛИ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ ВОЗЛОЖЕНЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЛИ ДРУГОГО РАБОТНИКА

В соответствии с п. 58 Инструкции № 102 в общеобразовательных учебных заведениях, штатными расписаниями которых не предусмотрена должность библиотекаря, педагогическим и другим работникам, которые ведут библиотечную работу и работу с библиотечным фондом учебников, устанавливается доплата за заведование библиотекой в размере 10 % должностного оклада (ставки заработной платы).

Если библиотечная работа и работа с библиотечным фондом возложена на педагогического работника, то такому работнику устанавливается доплата в размере 10 % должностного оклада, которая не зависит от объема установленной педагогической нагрузки.

Приказом № 557 за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки).

Определение понятия «совмещение профессий (должностей)» приведено в постановлении Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145 и Инструкции Госкомтруда, Минфина СССР и ВЦСПС «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 14.05.82 г. № 53-ВЛ.

Так, совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени по основной работе.

Если на педагогического работника возложены обязанности по ведению библиотечной работы и работы с библиотечным фондом учебников в пределах рабочего времени по основной работе, то в этом случае можно говорить о совмещении профессий.

Если работники исполняют обязанности библиотекаря по совмещению, надбавка за особые условия работы, предусмотренная постановлением № 1073, в размере 50 % должностного оклада не устанавливается. Работник за выполнение работ по совмещаемой должности получает только доплату к основному окладу.

Надбавка за выслугу лет также не устанавливается, поскольку работник не занимает должность, определенную приложением к Порядку № 84.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 651 — Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.

Закон об образовании — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Закон № 32/95 — Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.

Закон № 504/96 — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон о культуре — Закон Украины «О культуре от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

Типовые штатные нормативы — Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205.

Методические рекомендации — Методические рекомендаций по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, разработанные Минобразования и доведенные в письме от 19.06.2001 г. № 1/9-234.

Положение о библиотеке ОУЗ — Положение о библиотеке общеобразовательного учебного заведения, утвержденное приказом Минобразования от 14.05.99 г. № 139.

Перечень № 163 — Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2001 г. № 163.

Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Приказ № 745 — приказ Минкультуры «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745.

Приказ № 557 — приказ Министерства образования и науки Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Справочник № 168 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников(Выпуск 81 «Культура и искусство». Раздел «Библиотеки, централизованные библиотечные системы»), утвержденный приказом Минкультуры от 14.04.2000 г. № 168.

Положение № 44 — Положение о проведении аттестации работников предприятий, учреждений, организаций и заведений области культуры, утвержденное приказом Минкультуры от 16.07.2007 г. № 44.

Постановление № 643 — постановление КМУ «Об утверждении размеров повышения должностных окладов (ставок заработной платы) и дополнительной оплаты за отдельные виды педагогической деятельности в соотношении к тарифной ставке» от 20.04.2007 г. № 643.

Постановление № 1073 — постановление КМУ «О повышении заработной платы работникам библиотек» от 30.09.2009 № 1073.

Порядок № 84 — Порядок выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.2005 г. № 84.

Постановление № 1062 — постановление КМУ «О дополнении постановления КМУ от 22.01.2005 г. № 84» от 30.09.2009 г. № 1062.

Отзыв о совместной работе учителей начальной школы и школьной библиотеки. статья ( класс) на тему

Отзыв о совместной работе

библиотекаря М.А.Зитляужевой с учителями начальной школы.

Библиотека в Ямальской школе-интернате является самым популярным местом для учеников и учителей начальных классов.

Она расположена на третьем этаже здания школы. Аудитория библиотеки светлая, просторная, уютная, ровными рядами стоят стеллажи с книжными фондами. Вокруг много зелени. Яркие, тематические стенды знакомят посетителей с интересной необходимой информацией. Привлекает внимание литературно-краеведческий отдел, где хранятся богатейшие материалы о родном Ямальском крае. Красочный календарь знаменательных дат занимает особое место. Уголок читателя наполнен познавательной, печатной периодической литературой.

Совместная деятельность библиотекаря Зитляужевой М.А. и педагогов начальной школы направлена и призвана оказать квалифицированную помощь в читательском развитии детей, приучить ребенка к книге, воспитать его читательский вкус — важнейшую составную часть общей культуры человека. В содержание работы библиотекаря входит много видов деятельности это: комплектование фонда библиотеки лучшими образцами детской художественной и познавательной литературы; изучение читательских интересов учащихся младшего школьного возраста; информирование и консультирование родителей по вопросам организации круга чтения детей, а так же развитие творческих способностей детей…

Работа с детьми — читателями развивается в нашей школе успешно, так как библиотекарь увлечён своим делом, стремится заинтересовать читательскую аудиторию разнообразными методами, формами, приёмами.

С библиотекой дети впервые знакомятся, поступая в 1 класс. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги. Ребятам показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшие отрывки, рассказы, стихотворения. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.

С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника, прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу.

Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения. Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.

Постоянные беседы с детьми при выдаче книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. В библиотеке есть книга отзывов читателей, в которой можно прочитать добрые слова о проведённых мероприятиях в рамках библиотечной деятельности: «Волшебница, которая живёт везде. А. Лингрен», «Что такое этикет», «Благодарим Великого сказочника Г.Х.Андерсена», КВН по сказкам «В гостях у русской народной сказки».

Маржан Анатольевна, при подготовке и проведении библиотечных часов, читательских конкурсов, викторин всегда учитывает отличительные черты, ярко выраженные особенности своих читателей. Все мероприятия, проводимые в сотрудничестве с учителями начальных классов отличаются духовно-нравственным наполнением, выразительностью речи, ярким запоминающимся оформлением.

С нетерпением ждут ребята традиционных мероприятий: «Книжкина неделя», «Библиотечный час», «Конкурс лучшего чтеца», выставка рисунков «Моя любимая книжка», где по особенному раскрываются творческие способности читателей и слушателей.

В течение всего учебного года ведётся целенаправленная работа библиотеки над сохранением и пополнением книжного фонда. Совместно с классными руководителями организована «Книжкина больница» по ремонту ветхих старых книг.

«Вопрос о детском чтении,- писала Н.К.Крупская, — это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения».

Л.П.Фадюшина, учитель начальных классов

МБОУ «Ямальская школа-интернат».

Время чтения: 4 минут(ы)

Вопреки распространенному мнению перечень трудовых функций заведующего библиотекой довольно широк, а сама работа на данной должности требует от сотрудника большой внимательности и ответственности.

Сегодня мы поговорим о том, как составляется должностная инструкция библиотекаря, а также представим несколько готовых вариантов документа, адаптированных под работу в различных учреждениях.

Как составить: общие положения

В «Общих положениях» должностной инструкции библиотекаря необходимо прописать кем он назначается на должность и снимается с нее, кому непосредственно подчиняется, а также кому переходят его трудовые обязанности на время отсутствия сотрудника на рабочем месте.

На должность библиотекаря, как правило, назначается лицо со средним профессиональным образованием без предъявления требований к опыту работы.

Для успешного выполнения трудовых функций библиотекарю необходимо знание:

  • постановлений, распоряжений, приказов и других нормативных, руководящих и методических документов по вопросам библиотечной работы;
  • профиля и специализации учреждения;
  • правил комплектования, поиска, хранения, учета и выдачи библиотечного фонда;
  • систем классификации книг и правил составления каталогов;
  • общегосударственной системы межбиблиотечного абонемента;
  • порядка составления отчетности о работе библиотеки;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • правил производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда.

При этом руководствоваться в своей рабочей деятельности библиотекарь должен:

  • методическими материалами и нормативными актами по вопросам выполняемой работы;
  • правилами трудового распорядка учреждения;
  • распоряжениями и приказами руководства;
  • должностной инструкцией;
  • правилами производственной санитарии, противопожарной защиты и охраны труда.

Должностные обязанности: на что имеет право библиотекарь и его ответственность

Стандартные должностные обязанности библиотекаря включают в себя:

  • обеспечение подбора необходимой читателям литературы, оперативное выполнение их заявок;
  • выдача литературы в читальном зале и на абонементе;
  • изучение интересов и запросов читателей в целях оказания содействия в выборе литературы;
  • участие в разработке планов комплектования библиотеки;
  • участие в организации библиотечного фонда, обработке литературы и составлении каталогов;
  • ведение работы по учету, инвентаризации и комплектованию библиотечного фонда;
  • обеспечение сохранности библиотечного фонда;
  • составление списков новых поступлений литературы и рассылка их подразделениям учреждения;
  • осуществление связи с другими библиотеками в целях обеспечения обслуживания читателей по межбиблиотечному абонементу;
  • участие в обработке литературы, поступающей в библиотеку, и составлении тематического и алфавитного каталога;
  • участие в организации тематических выставок, оформлении витрин и стендов;
  • подготовка предложений, направленных на улучшение обслуживания читателей.

В то же время библиотекарь имеет право на:

  • требование от руководства учреждения оказания содействия в исполнении собственных должностных обязанностей;
  • повышение собственной квалификации;
  • ознакомление с проектами решений руководства, касающимися его профессиональной деятельности;
  • представление на рассмотрение непосредственного руководителя предложений по вопросам собственной деятельности;
  • получение от работников предприятия сведений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
  • подписывать первичную и отчетную документацию по вопросам, входящим в его трудовые обязанности.

В виде отдельного параграфа необходимо прописать ответственность сотрудника за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, правонарушения и причинение материального ущерба.

Образцы должностной инструкции библиотекаря

Типовая (на основе профстандарта)

С типовой инструкцией вы можете ознакомиться здесь: https://yadi.sk/d/3JEiMvGb3Ts52y

Школы (в соответствии с ФГОС)

Должностную инструкцию школьного библиотекаря мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/d/7oomu6ct3Ts5BU

Колледжа

Для сотрудников образовательных учреждений данного типа действуют инструкции следующего плана: https://yadi.sk/i/06yoqKD03Ts5Gm

Педагога-библиотекаря

Документ, подходящий для данного работника, вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/xaT46tZ23Ts5NK

Сельской библиотеки

По следующей ссылке мы разместили должностную инструкцию библиотекаря МБУК МЦБ: https://yadi.sk/i/x9DVe4AH3Ts76D

Детской библиотеки

Образец инструкции работника читального зала в детской библиотеке располагается здесь: https://yadi.sk/i/A33ahSxB3Ts7d6

Главного

Главные библиотекари работают по инструкциям следующего типа: https://yadi.sk/i/D5lrWRfm3Ts7v9

Ведущего

Должностные обязанности ведущего библиотекаря выглядят следующим образом: https://yadi.sk/i/D0gUK4Ro3Ts7rq

1 категории

Чтобы найти бланк документа для специалиста 1 категории, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/_-A_qqof3Ts84n

Помощника библиотекаря

Перечень трудовых функций ассистента библиотекаря вы можете найти по следующему адресу: https://yadi.sk/i/A1ep4tkH3Ts8Av

Отдела обслуживания читателей

Для работника данного отдела инструкцию вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/2WSnt8vO3Ts8TB

Отдела комплектования и обработки

Инструкцию для библиотекаря отдела комплектования мы разместили по этой ссылке: https://yadi.sk/i/MtzC7dxJ3Ts8ZV

Таким образом, менять текст должностной инструкции работодатель вправе по собственному усмотрению, главное при этом, чтобы документ не противоречил действующему законодательству.

Начинающему школьному библиотекарю (стр. 1 )

Адрес электронной почты irina. borisovna. *****@***com

I. Документы, регламентирующие деятельность библиотеки

Любая библиотека имеет право на разработку – стандарта предприятия (СТП), регламентирующего особенности деятельности конкретной библиотеки в любом из направлений. Заведующей библиотекой разрабатывается пакет регламентирующих документов:

1. Положение о библиотеке.

2. Правила пользования библиотекой. Правила пользования библиотекой ОУ разрабатываются в соответствии с Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения. Библиотечные работники готовят правила пользования конкретной библиотекой с учетом возрастных и психологических особенностей пользователей, применяя соответствующий стиль изложения документа, особенно в варианте для младших школьников и младших подростков.

Для обеспечения дифференцированного подхода к обслуживанию пользователей составляется расписание для посещения отдельных групп учащихся по классам, учителей и родителей. В расписании работы библиотеки обязательно указывается, что 2 часа рабочего времени ежедневно тратится библиотекарем на выполнение внутрибиблиотечной работы.

3. Должностные обязанности заведующей библиотекой, библиотекаря Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011года № 000н внесены изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 000н, в соответствии с которым раздел III «Должности педагогических работников» дополнен новой квалификационной характеристикой «педагог-библиотекарь».

4. Положение об использовании учебных фондов и мерах обеспечивающих сохранность литературы. Положение разрабатывается на основании «Инструкции о создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы» утвержденной Министерством просвещения СССР, Госкомиздатом СССР по делам издательств, полграфии и книжной торговли, министерством культуры (Приказ Минпроса СССР №79 от 01.01.01г.).

5. Положение о платных услугах.

6. Положение об общественном совете библиотеки.

7. Паспорт библиотеки.

Паспорт библиотеки — документ, содержащий основные сведения о помещении библиотеки, включая конструктивные элементы и отделку строений, инженерно-техническое оборудование и устройства, вспомогательные сооружения, оценочную стоимость по балансу, местоположение, а также сведения о ресурсах библиотеки и итоговые данные об её работе на дату паспортизации.

Этот документ регионального уровня, который вводится для библиотек ОУ по решению коллегии Департамента или Министерства образования области, края, региона, муниципальным органом управления образования.

8. Другие документы, необходимые для организации деятельности конкретной библиотеки, например, «Правила пользования компьютерной базой данных для пользователей», «Алгоритм поиска документов в различных звеньях СБА библиотеки», «Порядок работы учащихся в Интернет» и т. п.

Выше перечисленные документы, регламентирующие работу библиотеки должны иметь гриф «УТВЕРЖДАЮ» и подпись директора ОУ!

9. Планово-отчетная документация:

¨ годовой план работы библиотеки;

¨ месячный план работы библиотеки на месяц;

¨ справка по обеспеченности учебниками на текущий год и т. п.

II.Технология работы библиотеки

Технология работы – это совокупность процессов и операций, обеспечивающих нормальное функционирование школьной библиотеки.

Технология определяется на основе инструктивных и методических материалов по следующему кругу вопросов:

¨ Планирование и отчетность;

¨ Формирование фондов;

¨ Организация и хранение фондов;

¨ Учет и обработка документов;

¨ Ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

¨ Организация справочно-библиографического и информационного обслуживания;

¨ Продвижение информационной продукции и услуг (реклама).

Основная цель соблюдения всех технологических процессов состоит в том, чтобы обеспечить содействие всестороннему развитию личности пользователя (школьника), в том числе оказать специфическими библиотечными средствами помощь в интеллектуальной, духовно-нравственной, физической самореализации пользователей.

1. Основные направления деятельности библиотеки

Школьный библиотекарь помимо профессиональных знаний, необходимых для работы, должен владеть навыками обращения с финансовой документацией, с различными фондами документов, активно участвовать в информационно-воспитательном процессе и постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Круг функциональных обязанностей школьного библиотекаря гораздо шире круга обязанностей библиотекаря детской библиотеки. В большинстве случаев в школьной библиотеке работает один человек, который должен владеть всеми видами работ.

Всю основную работу школьной библиотеки можно условно разделить на блоки. Работа по каждому из них тесно переплетается друг с другом.

I. Работа с основным фондом.

Своевременное проведение обработки и регистрации поступающих документов:

¨ запись в КСУ;

¨ оформление справок на поступившие документы;

¨ запись в инвентарную книгу;

¨ штемпелевание;

¨ систематизация документов;

¨ составление библиографического описания для алфавитного и систематического каталогов.

Обеспечение свободного доступа пользователей к фондам библиотеки. Выдача документов пользователям библиотеки. Соблюдение правильности расстановки фонда. Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных документов. Ведение работы по сохранности фонда. Создание и поддержание комфортных условий для работы пользователей. Работа по мелкому ремонту изданий с привлечением к ней библиотечного актива. Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа. Оформление подписки на периодические издания.

II. Работа с учебным фондом.

Своевременное оформление заявки на учебники с учетом контингента учащихся. Прием и обработка поступивших учебников:

¨ оформление справок на учебники;

¨ запись в книгу суммарного учета;

¨ штемпелевание;

¨ оформление картотеки на учебники;

¨ запись в тетрадь учета регистрационных карточек на учебники.

3. Составление отчета по обеспеченности бесплатными учебниками на текущий год.

4. Прием и выдача учебников.

5. Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных

учебников.

6. Ведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам).

7. Работа по мелкому ремонту учебников.

8. Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.

9. Передача учебников во временное пользование в другие ОУ.

III. Индивидуальная работа:

¨ проведение бесед: беседа при записи в библиотеку, беседа о прочитанном,

рекомендательная беседа;

¨ консультирование;

¨ индивидуальное распространение информации (работа с учителями, администра-

цией ОУ);

¨ обслуживание пользователей на абонементе и в читальном зале.

IV. Массовая работа.

Массовые мероприятия являются эффективными формами проявления библиотечной работы в ОУ. Именно благодаря массовой работе, библиотекарь проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела.

Наиболее распространенной формой массовой работы в библиотеках всех видов и масштабов является, организация книжных выставок.

Подготовка к массовым мероприятиям относится к внутренней работе. Особенность внутренней работы заключается в том, что её нельзя отложить и она многообразна. Приходится делать многое. И проведение массовых мероприятий никоим образом не должно сбивать профессиональный уровень организации работы библиотеки. Затраты времени на проведение массовых мероприятий.

V. Информационная работа.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов:

¨ обзоры новых поступлений;

¨ подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных мероприятий;

¨ информирование учителей о новых поступлениях;

¨ оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:

¨ подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т. д.;

¨ оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;

¨ проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

3. Информационное обслуживание родителей:

¨ оформление выставок для родителей на актуальные темы;

¨ выступление на родительских собраниях.

VI. Работа библиотекаря по формированию у читателей информационной культуры.

1. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:

¨ знакомство с правилами пользования библиотекой;

¨ знакомство с расстановкой фонда;

¨ обучение учащихся приемам работы с СБА;

¨ ознакомление со структурой и оформлением книги;

¨ овладение навыками работы со справочными изданиями и т. д.

2. Проведение факультативных занятий и кружковой работы по основам информационной культуры школьников.

VII. Повышение квалификации:

¨ работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей;

¨ посещение методических объединений школьных библиотекарей;

¨ посещение открытых мероприятий, семинаров, «круглых столов»;

¨ индивидуальные консультации у методиста;

¨ участие в профессиональных конкурсах;

¨ освоение информации из профессиональных изданий.

2. Внутрибиблиотечная документация

В соответствии с основными направлениями работы библиотеки ведется следующая внутрибиблиотечная документация.

1. Основной фонд:

¨ книга суммарного учета основного фонда;

¨ инвентарные книги;

¨ папка актов движения фонда (списание);

¨ папка справок о поступлении в основной фонд;

¨ акты о проведении инвентаризации (проверка фондов);

¨ тетрадь учета книг принятых от читателей взамен утерянных;

¨ тетрадь учета книг, не подлежащих записи в инвентарную книгу.

2. Фонд учебников:

¨ книга суммарного учета учебного фонда;

¨ справки о поступлении учебников;

¨ тетрадь учета регистрационных карточек на учебники;

¨ картотека на учебники;

¨ папка актов движения фонда учебников — списание;

¨ тетрадь замены учебников;

¨ журнал выдачи учебников по классам или читательские формуляры;

¨ отчет по обеспеченности учебниками на текущий год.

3. Учет изданий на электронных носителях:

¨ тетрадь или инвентарная книга, где отражаются данные издания (тетрадь заводится для каждого вида изданий).

4. Документация по работе с читателями:

¨ дневник библиотеки;

¨ листок перерегистрации читателей;

¨ листок ежедневной статистики;

¨ читательские формуляры.

5. Массовая работа отражается в Дневнике работы библиотеки в 3-тьей части.

6. Информационная работа отражается в Тетради учета библиографических справок.

7. Кружковая работа отражается в «Журнале учета работы педагога в системе дополнительного образования».

Для порядка в документах и их сохранности, оформляются следующие папки или скоросшиватели в зависимости от объёма материалов:

Папка №1 – Документы, регламентирующие деятельность библиотеки МОУ…

¨ Федеральный закон о библиотечном деле;

¨ Закон об образовании;

¨ Положение о библиотеке (утвержденное директором ОУ);

¨ Правила пользования библиотекой (утвержденные директором ОУ);

¨ Должностные обязанности заведующей библиотеки, библиотекаря, педагога-библиотекаря (утвержденные директором ОУ, подписанные заведующей библиотекой);

¨ Положение об использовании учебных фондов и мерах обеспечивающих сохранность литературы (утвержденное директором ОУ);

¨ Паспорт библиотеки (утвержденный директором ОУ).

Папка №2 – Планово-отчетная документация:

¨ годовой план работы библиотеки (за три последних учебных года, утвержденный директором ОУ);

¨ годовой анализ работы библиотеки (за три последних учебных года);

¨ месячный план работы библиотеки на месяц (по необходимости).

Папка №3 – Обеспеченность учебниками (за три последних учебных года, утвержденная директором ОУ).

Папка №4 — Справки о поступлении в основной фонд(хранятся 5 лет после проверки библиотеки, подписанные директором ОУ);

Папка №5 – Папка актов движения – списание основного фонда(хранится постоянно).

Папка №6 — Акты о проведении инвентаризации – проверка фондов (хранятся до новой проверки).

Папка №7 — Справки о поступлении в фонд учебников(хранятся 5 лет после проверки библиотеки, подписанные директором ОУ);

Папка №8 — Папка актов движения — списание фонда учебников(хранится постоянно).

Папка №9 – Сценарии массовых мероприятий (может быть несколько папок, внутри по разделам, например «Неделя детской книги», «День матери» и т. д.).

Папка №10 – Календарь литературных и памятных дат (обновляются ежегодно, но повторяются 1 раз в 5 лет);

Папка №11 – Информационная работа (списки литературы, буклеты, реклама и т. д.);

Папка №12 — Методические материалы (может быть несколько, внутри по разделам

«Массовая работа», «Статистика в библиотеке» и т. д.).

Папка №13 – Портфолио библиотекаря.

3. Циклограмма работы библиотеки

Август:

Получение учебников. Регистрация и оформление учебников.

Сентябрь:

Выдача учебников. Обеспечение школы недостающими учебниками через МБА. Запись в библиотеку новых учащихся и перерегистрация читателей.

Октябрь:

Предоставление отчета по обеспеченности учебниками на текущий год методисту. Подготовка к списанию старых учебников.

Ноябрь:

Оформление подписки на 1 полугодие будущего года. Своя текущая работа.

Декабрь:

Рейды по классам с проверкой состояния школьных учебников. Своя текущая работа.

Январь:

Обмен учебников первой части на вторую. Согласование выбора учебников на следующий учебный год с администрацией ОУ и учителями. Оформление Федерального заказа на учебники.

Февраль:

Своя текущая работа.

Март:

Неделя детской книги. Посвящение первоклассников в читатели библиотеки.

Апрель:

Оформление подписки на второе полугодие. Проверка всех формуляров, выявление задолжников, составление списка должников.

Май:

Сбор учебников и художественной литературы. Составление анализа работы за прошедший учебный год. Составление плана работы библиотеки на следующий учебный год. Составление для учителей и родителей перечня учебников на следующий учебный год.. Ремонт учебников. Расстановка фонда учебников.

Один раз в месяц санитарный день.

4. Планирование работы школьной библиотеки

План работы библиотеки — один из главных документов, который характеризует деятельность библиотеки ОУ. Единой и обязательной формы плана, отраженной в каком-либо регламентирующем документе (инструкции, положении, письме Минобразования и т. д.), не существует.

Умение четко и грамотно планировать свою работу — один из показателей профессионального мастерства библиотекаря.

При составлении плана библиотекари не всегда отражают в нём все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информацион­ной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.

План, составленный без должного отражения всех необходимых со­ставляющих, может негативно влиять на всю работу библиотекаря и на её оценку администрацией ОУ.

Работа с фондом учебников не входит в основной план работы. Она отражается в отдельном разделе плана, поскольку работа является дополнительной и за неё полагается доплата.

Типичные ошибки при планировании работы библиотеки:

1. Нет конкретизации задач, стоящих перед биб­лиотекой.

2. Не выдержана логика при планировании, нет чёткой схемы плана.

3. Многие виды работы планируются без ука­зания сроков проведения, просто — в течение года. Не все работы ведутся в те­чение года, у многих из них должен быть конкретный срок.

4. В планах часто встречается простое пере­числение литературных дат, в лучшем случае указано: книжная выставка, беседа или обзор. При планировании книжных выставок необходимо сначала определить достаточно ли книг по выбранной теме? В плане необходимо указывать названия мероприятия или выставки. Формулировки «Книжная выставка к 300-летию » или «Литературно-музыкальный вечер, посвященный авторской песне» не корректны. Необходимо указывать название и для это выбирается цитата, пословица или высказывание.

5. Не учитывается работа с группами продленного дня, в библиотечных кружках.

4.1. Методика составления плана работы

В основу работы библиотек положены следующие документы:

¨ «Закон о библиотечном деле» (1994г.);

¨ «Примерное положение о библиотеке образо­вательного учреждения» (2004г.).

В Положении говорится о том, что каждая библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный директором ОУ, после чего он является директивным, т. е. обязательным для выполнения! План является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы данного уч­реждения.

1. Приступая к работе над планом, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательного плана ОУ на текущий год. Необходимо продумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы работы лучше использовать в по­мощь педагогам и школе.

2. Перед составлением плана необходимо побеседовать с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с учителями-предметниками и обговорить основные направления работы и все крупные мероприятия, которые собираетесь проводить вместе. Заранее обговаривается масштаб данной работы (один класс, парал­лель, всё ОУ).

3. План должен быть неразрывно связан с жизнью ОУ и не может но­сить отвлеченный характер. Если учебное заведение имеет свои особен­ности, например, в режиме работы, или в изучении каких-то дисциплин, это должно отражаться в плане. Необходимо конкретизировать специфику ОУ, во­площая её в конкретных мероприятиях.

4. Следующий этап — определение главных тем года, отражение их в ос­новных задачах плана.

5. Знакомство с календарем литературных и памятных дат на следующий год. Отмечаются даты, которые будут определяющими в учебном году. Подбираются цитаты и высказывания для оформления заголовков.

6. При планировании необходимо учитывать недостатки работы прошлого года и попытаться их исправить в следующем году.

7. В библиотеке есть такие виды работ, которые проводятся в течение всего учебного года: библиотечные уроки, работа с учебниками, новыми поступлениями, с задолжниками, с активом читателей. Поэтому при распределении работы по месяцам они могут быть указаны не один раз. По ведущим и очень значимым темам года может составляться отдельный план, например, к 65-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.

8. План работы школьной библиотеки на учебный год не обязательно должен быть подробным — достаточно указать в нем темы, перечислить формы работы и назвать примерный срок их выполнения (четверть, месяц и т. д.). В качестве приложений могут быть представлены планы работы по отдельным направлениям или крупным датам.

План работы удобно писать в таблицах, имеющие следующие графы:

¨ номер по порядку;

¨ название;

¨ обозначение форм работы (обзор, беседа, рекомендательный список лите-

ратуры, литературный вечер и т. д.);

¨ читательское назначение (для какой категории читателей проводится меро-

приятие – для определенного класса, педагогов, родителей);

¨ сроки исполнения;

¨ фамилии или должности лиц, ответственных за исполнение.

Более подробный план составляется на месяц. В нем указываются не только точные сроки, но и место проведения мероприятий, а также ответственные за их исполнение.

План работы на месяц

__________учебный годМесяц________

Дата


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *